- 5.0 Рейтинг
- 4816 Просмотров
Здесь изложен отрывок из 4 песни Шримад Бхагаватам, ( цитаты из глав 5 - 6) вопросы Видуры и ответы Майтрейи, на темы, которые никогда не переставали волноваться умы людей. ..
Почему, имея единого родителя, мы все разные? Откуда взялись у нас личные качества? Если они даны свыше, то почему мы в ответе за них? Если приобретены вследствие поступков наших, то что вынуждает нас – первоначально одинаковых, - действовать так, а не иначе? Что порождает разнообразие видов жизни? Для чего мудрецы во главе с Вьясой поделили людей на сословия, если зримый мир, по их мнению – суть наваждение? Для чего призывать к согласию в обществе, если общественное устройство – суть великий обман? Для чего хлопотать об устройстве в мире, где нет счастья и красоты?
Итак, до сотворения мира пребудет Единое Существо – Наблюдатель, который в желаемый им час создаёт для себя предмет наблюдения и влияния – вещественный мир со множеством признаков.
Всё сущее – сотворённое и несотворённое, - есть подчинённое ему вещество. Существо наблюдает вещественный мир, делая оный предметом своего влияния. Существо – полно, а значит, мыслимо лишь в совокупности с предметом наблюдения. Высшее Существо располагает внутренним – вечным и внешним – временным предметами наблюдения. Вещественный мир возникает - где и когда Существо решает наблюдать внешний предмет.
Внешний предмет воздействия – вещество, - представляет собою одновременно причину творения и его следствие, ибо Высшее Существо видоизменяет вещество, а последнее, видоизменяясь, порождает видимое разнообразие.
Сверхсущество (Атма) в одном из своих обликов оплодотворяет вещество отдельными существами – (Дживами) неделимыми частицами сознания. Вследствие этого вещество приходит в движение и возникает течение времени.
С этого мига вещество существует в трёх состояниях. Существа, воспринимающие вещество и воздействующие на него во времени - суть живые существа в различных видах жизни. Под воздействием Сверхсущества совокупное вещество от состояния совершенного покоя переходит к движению – начинает существовать во времени и в сознании отдельных существ, - разделяется на стихии и образы.
Первоначально вещество находится в состоянии бездействия – помрачения (тамаса); от соприкосновения с веществом у сознательного существа появляется самость – самомнение. Вещество – суть одна из многих сил Высшего Существа. Возникновение вещественного мира – не что иное, как преобразование в сознании безобразного вещества.
Так из лона вещества появляется самость, - каковая одновременно есть причина бытия, следствие бытия и деятельное его начало. Вещество порождает самость; та, в свою очередь – проявляет ум, в котором существуют стихии и образы - ощущения и умозрительные построения. Вещество порождает ум; тот – создаёт образы вещества. Так, образы вещества – есть обман, существующий в уме. Самость - которая есть сознание, погружённое в обман, - существует в трёх состояниях: просветления, возбуждения и помрачения – саттвы, раджаса и тамаса.
Самость в состоянии просветления (саттвы - равновесия) становится умом. Сочетание самости и просветления также порождает богов – силы, управляющие мировыми стихиями. Самость в возбуждении преобразуется в ощущения - так рассуждения, основанные на чувственном опыте, и соответствующая деятельность возникают из возбуждения. В состоянии помрачения самость создаёт предметы ощущений. Сознание подобно небу, в котором обнаруживаются все предметы, но самоё его обнаружить невозможно.
Затем взгляд Сверхсущества смешивается с силой времени и появляется пространство и звук. Пространство, в свою очередь, взаимодействует с самостью, благодаря чему возникает чувство осязания и воздух - как предмет осязания.
От взаимодействия с пространством, воздух преобразуется в огонь. Огонь порождает в сознании такой предмет восприятия, как цвет. Движимая взглядом Высшего Существа во времени стихия огня взаимодействует с воздухом. Из соития огня и воздуха появляется более грубая стихия – вода, - обладающая вкусом. Движимая взглядом Высшего Существа во времени стихия воды взаимодействует с огнём, - из их союза рождается твердь, вместе с нею появляется запах.
Все свойства вещественных стихий, начиная с пространства и заканчивая твердью возникают от взгляда Высшего Существа – Первичного Наблюдателя. Перечисленные мною стихии: пространство, воздух, огонь, вода и твердь - после появления на свет были одушевлены Сверхсуществом. От соития духа с названными стихиями появились боги-управители – силы природы. Но, не способные взаимодействовать друг с другом без единого начала, они, призванные придать творению порядок, обратились за помощью к своему родителю – Высшему Существу.
Мудрец сказал: Так Высшее Существо увидел, что создание облика вселенной не завершено из-за неспособности отдельных стихий первичного вещества к взаимодействию.
Тогда, силою времени, Он вошёл в двадцать три вещественных стихии. Время – есть та сила, что обеспечивает взаимодействие вселенских стихий. Когда стихии обрели способность взаимодействовать – то есть создавать образы, - частицы сознания обнаружили, что умеют воспринимать внешний мир, и тогда приступили они к деятельности, подобно человеку, что берется за работу тотчас после пробуждения.
Приведённые в движение волею Высшего Существа, двадцать три стихии образовали исполинское тело – вселенная обрела облик. Она заключила в себе три яруса бытия, населённых живыми существами разного уровня сознания: существами движущимися и неподвижными, очарованными обманом и способными видеть суть вещей.
Тысячу небесных лет покоился Он в водах, наполняющих золотое яйцо вселенной, а в Нём – все живые существа. Некогда однообразное вещество разделилось на стихии и обрело телесный облик. В теле вселенной пребудет единое сознание, и обладает оно десятью силами (5 воспринимающих чувств и 5 чувств деятельных) и действует тремя способами (в просветлении, страсти и невежестве).
Вселенское существо – суть первое воплощение и полное проявление Сверхсущества в вещественном мире. Он – источник жизненной силы для несчётного множества отдельных существ. В Нём покоится и разворачивается всё Творение.
Вселенная обладает телом, умом и чувствами. В ней обращаются десять жизненных сил, которые проистекают из единого сознания вселенной.
Итак, Сверхсущество присутствовал в сознании сил, коим предстояло действовать внутри вселенной, будучи её неотъемлемыми частями. Вняв их мольбам, Он, после некоторого раздумья, явил вовне Свой вселенский облик, дав обособленным стихиям способность постичь своё место в мироздании.
Приняв вселенский облик, следом Высшее существо разделил Себя на множество богов, что управляют силами зримой природы.
Огонь исторгся из уст Его, и огонь тот стал богом Агни, от которого черпают живые существа способность облекать свои мысли в слова.
Из нёба вселенского существа произошёл владыка вод – Варуна, от коего живые твари получили способность ощущать вкус языком.
От ноздрей вселенского существа произошли двое братьев Ашвини, благодаря которым живые существа способны различать запахи.
Из глаз вселенского существа произошёл владыка света – Солнце, кто наделил обитателей мира способностью различать цвета.
От кожи вселенского существа отделился владыка ветра – Анила, даровавший живым созданиям способность осязать.
От ушей вселенского существа произошли повелители сторон света, которые наделили живых существ способностью слышать и различать направления.
От волос на теле вселенского существа произошли боги, наделившие живых тварей ощущением зуда и удовольствием от прикосновения.
От детородного члена вселенского существа произошёл прародитель видов жизни (Праджапати), который наделил смертных желанием соития и сладострастием.
От заднего прохода вселенского существа произошёл владыка Митра, который наделил живых существ способностью переваривать еду и испражняться.
Из рук вселенского существа произошёл владыка небес Индра, который наделил живых тварей способностью делать дела и добывать средства к существованию.
Из ног вселенского существа на свет появился божество Вишну, который наделил смертных способностью передвигаться.
Из разума вселенского существа произошёл повелитель речи – Брахма, который наделил живых тварей способностью познавать предметы и их назначение.
Из сердца вселенского существа произошёл бог Луна, который наделил живущих тварей способностью мыслить и принимать решения.
Из самости вселенского существа произошёл владыка Рудра, который наделил обитателей вселенной способностью осуществлять задуманное и строить отношения с прочими существами.
Из созерцательности вселенского существа произошла совокупная природа, которая наделила живущих рассудительностью и способностью видеть суть вещей.
Из головы вселенского существа произошли небеса; из ног – земная твердь, из живота – поднебесье. Каждый из трёх ярусов Творения был заселён существами, имеющими сходные между собой качества. Добродетельные существа – боги и небожители, - населяют верхние ярусы творения. Те же, кто подвержен страстям – люди и существа их круга, - обретаются в земных пределах. Мрачные существа из свиты Рудры населяют ярус, что расположен между небом и землёю.
Соискатели мудрости, что изошли из уст вселенского существа, составляют духовное сословие среди смертных; в обществе они по праву занимают места учителей и воспитателей.
Из рук вселенского существа произошли воители-защитники, чей долг оберегать общество от смуты и беззакония.
Из бёдер вселенского существа произошли земледельцы и ремесленники, призванные снабжать общество едою и полезными предметами.
Из ног вселенского существа произошёл рабочий люд, дабы своим прилежным служением они помогали прочим сословиям исполнять свой долг.
Всякому сословию отведено отдельное поприще и всякое сословие по-своему очаровано прелестными образами зримого мира. Дабы развеять обман, смертному должно довериться учителю, что существует вне сословных ограничений. Никто не в силах, любезный Видура, постичь до конца, как живёт и развивается во времени тело вселенной, созданное чарами Высшего Существа.
Аудиокнига Шримад - Бхагаватам, 4 песнь